О КОМПАНИИ

Синдром самозванца тормозит таланты

Низкая и высокая самооценка персонала лечится одинаково

СПб. Умалять свои заслуги полезно для карьеры до тех пор, пока человек не заболевает невротическим синдромом самозванца и запрещает себе движение вверх.

По мнению профессора по программе Рауля де Витри д'Авокура бизнес-школы INSEAD Манфреда Кетса де Врис (Manfred F.R. Kets de Vries), один из парадоксов бизнеса в том, что многие успешные люди уверены, что не по праву занимают свои должности. Нередко это заставляет сотрудников тормозить собственный карьерный рост, потому что каждый из них ощущает себя самозванцем и боится разоблачения. Однако на практике такие люди весьма талантливые сотрудники. Психологи считают, что эти симптомы говорят о невротическом синдроме самозванца.

"Часто руководство или отдел персонала, видя только внешнюю часть работы своих сотрудников, считают, что все идет хорошо, и когда человек в определенный момент срывается, чувствуя себя не на своем месте, никто не понимает, что случилось, - рассказывает Надежда Филиппова, консультант компании Business World. - Проблема людей с заниженной и с завышенной самооценкой имеет общие корни. И это в первую очередь недоработка отдела персонала. Независимо от уровня занимаемой позиции человеку нужна поддержка. Руководство черпает ее в своих сотрудниках, а что делать менеджеру среднего звена?"

Ты лучший!

Типичная история: в одной крупной розничной сети по продаже бытовой техники девушка, принятая на позицию секретаря, публикует в Интернете свое резюме, поскольку не уверена, что пройдет испытательный срок, и готовит себе пути отступления. В этот момент девушке объяснили, что все идет отлично, испытательный срок она пройдет, и вообще она самая замечательная. При таком отношении проблема заниженной самооценки в компании не возникает. "У сложно организованных людей, склонных к рефлексиям, могут быть отклонения, и нормально, когда порой людям кажется, что они получают что-то незаслуженно. Но большинство людей обладает как раз завышенной самооценкой и склонны считать себя лучшими работниками, чем они есть на самом деле", - уверен Андрей Пушкарский, коммерческий директор финансового холдинга "Империя" (71305)*.

Поле для новых Фрейдов

Самооценка - это один из процессов развития личности, фундамент которого закрепляется в рабочем коллективе, что не всегда происходит без ошибок, и, как результат, возникает отрицательное отношение к себе как к личности. "Можно изменить себя, читая специальные книги, или вести дневник наблюдения, в котором фиксировать все достижения и моменты, требующие доработки. Или со стороны руководства: напоминание сотруднику о значимости достигнутых им результатов для компании. Также привлечение отдела персонала (отдела обучения и развития) и организаций, предоставляющих услуги по обучению (тренинги, ориентированные на личностный рост)", - советует консультант Norman DL Consulting Егор Чванов.

Андрей Пушкарский, коммерческий директор финансового холдинга "Империя", скептически смотрит на большинство работников, считающих, что они лучшие, поскольку ничего кроме завышенной самооценки за этой уверенностью не стоит.

есть Мнение

Дмитрий Касьянов, директор по развитию ООО "Бизнес. Консалтинг. Тренинг": "Людей, которые, являясь хорошими специалистами, сомневаются в своих способностях, много. Как правило, это успешные люди, получающие обратную связь о своих заслугах, но не склонные верить таким признаниям. Поэтому обычная похвала руководителя вряд ли может помочь им поверить в себя. Такие проблемы лучше решать с помощью специалистов, например, психоаналитиков".

«Деловой Петербург» № 127 (2204) от 17.07.2006

 ИЩЕТЕ РАБОТУ?


 ИЩЕТЕ ПЕРСОНАЛ?

Rambler's Top100

Copyright © BusinessWorld Recruitment Agency, 2000-2009.