О КОМПАНИИ

По мере того как промышленность Петербурга и Ленинградской области возрождается, предприятия начинают набирать новых рабочих

Новый рабочий классРосту в промышленности угрожает дефицит кадров

По мере того как промышленность Петербурга и Ленинградской области возрождается, предприятия начинают набирать новых рабочих. На этой неделе о намерениях ввести на своем заводе во Всеволожске третью смену объявила компания Ford. Вероятно, автомобильный концерн столкнется с дефицитом квалифицированного персонала для своего производства. За последние 20 лет численность рабочего персонала в городе сократилась в 2,5 раза, а система подготовки молодых специалистов бездействовала почти 10 лет.

По данным Комитета по статистике администрации Санкт-Петербурга, в 1980 г. в ленинградской промышленности было занято 766 800 рабочих, а к 2002 г. их число сократилось до 295 200. Катастрофический спад производства, который петербургские промышленные предприятия пережили в первой половине 1990-х гг. , сопровождался значительным сокращением штатов. По оценке Олега Петрова, директора по управлению персоналом концерна "Силовые машины" (включает Ленинградский металлический завод, "Электросилу" и Завод турбинных лопаток) , на большинстве питерских заводов с начала прошлого десятилетия численность персонала сократилась в три раза - например, на "Электросиле" из 15 000 человек осталось лишь 5800.

По словам Петрова, смены уходящим и стареющим рабочим в прошедшее десятилетие почти не готовилось. Средний возраст рабочего на питерских заводах "Силовых машин" составляет 43 года и это, по мнению Петрова, уже достижение - средний работник тяжелой промышленности чуть старше 50 лет. "При отсутствии спроса со стороны заводов и фабрик не было предложения и от учебных учреждений", - поясняет он.

С ним согласна и исполнительный менеджер рекрутинговой компании "Анкор-Петербург" Мария Маргулис. "В начале 1990-х гг. многие квалифицированные рабочие уходили в смежные сферы, - говорит она. - Персонал советских заводов, который несколько лет не стоял за станком, в массе своей потерял квалификацию, а молодых специалистов не готовилось". В то время промышленные предприятия не были привлекательными работодателями. По словам Маргулис, работа на заводе "не давала никаких социальных гарантий".

Однако трудные времена остались позади. Бывшие советские заводы входят в национальные и международные группы и восстанавливают объемы производства. Перед ними остро встал вопрос о наборе рабочего персонала. По оценке Валерия Успенского, начальника управления по работе с персоналом "Северной верфи", в тяжелой промышленности дефицит станочников составляет около 5000 человек. Успенский полагает, что в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. Причинами он считает демографический кризис начала 1990-х гг. и непопулярность рабочих профессий среди молодежи.

А дефицит персонала в мебельной отрасли обусловлен ростом рынка и сменой предприятиями оборудования, полагает генеральный директор Союза предприятий и работников мебельной и деревообрабатывающей промышленности Северо-Запада Дмитрий Ленков. По его словам, эта проблема обострилась два года назад, когда рынок стал расти на 25% в год и крупные предприятия отрасли начали менять оборудование. Для обслуживания современных станков нужно меньше рабочих, но мебельщикам все равно не хватает квалифицированных специалистов, которые могли бы управлять ими, говорит Ленков.

Новые рабочие руки требуются и иностранным инвесторам, которые строят новые предприятия в Петербурге и Ленобласти. Gillette собирается вложить в расширение расположенного на Пулковском шоссе производства $20 млн и увеличить численность персонала на 300 человек. Персонал завода Ford после введения третьей смены должен вырасти с 1100 до 1510 человек. По словам представителя одного из рекрутинговых агентств, перед иностранными предприятиями проблема кадрового дефицита стоит особенно остро. "[Иностранные компании] предпочитают не брать на работу возрастных рабочих, а найти молодого специалиста с высоким разрядом очень сложно", - говорит собеседник "Ведомостей".

Правда, Маргулис отмечает, что на этом рынке все же есть и положительная тенденция. По ее словам, некоторые студенты и выпускники технических вузов идут работать на крупные российские и иностранные предприятия рабочими с целью сделать в дальнейшем карьеру. "Конечно, их не так много, как в советское время, когда это было распространенным явлением, но все же показательно", - говорит она.

Поиск осложняют и растущие запросы квалифицированных рабочих. По словам Маргулис, даже несмотря на то, что уровень зарплат вырос (средняя зарплата оператора производственной линии, по ее словам, около $520, а с учетом ночных смен, премий и переработок может достигать $1000) , рабочие понимают, что спрос на их услуги превышает пр едложение. "Они уже не соглашаются на любую работу, а ждут лучшего предложения", - отмечает она.

По мнению Петрова из "Силовых машин", в какой-то мере решением этой проблемы может стать приглашение иногородних рабочих. Сейчас на "Электросиле" и ЗТЛ работают по 120 человек из Северодвинска и Волгодонска. Приглашали работников из Пскова и других городов, а сейчас ведутся переговоры относительно гастарбайтеров из Узбекистана. "Вахтовый метод особенно эффективен, когда строчно требуются квалифицированные рабочие, например станочники 6-го разряда. Таких специалистов в Питере острый дефицит, приходится искать в других регионах, - говорит он. - К тому же предприятия, на которых они работают, часто простаивают, но хотят сохранить этих сотрудников и с удовольствием отпускают их к нам".

По словам Юлии Свищевой, консультанта агентства Businessworld, компании выбирают разные пути, чтобы удовлетворить свои потребности в рабочем персонале. В наиболее прибыльных индустриях повышается зарплата. Где-то ввозят гастарбайтеров, а где-то пьющих рабочих лечат за счет предприятия.

Полностью решить проблему дефицита кадров вахтовики не могут. Большинство предприятий предпочитают готовить своих специалистов, несмотря на то что это достаточно долго и дорого. Например, хотя на подготовку станочника, по оценке Петрова, требуется около семи лет, именно на таких специалистов нужно делать ставку в будущем.

Ольга Кукеле, менеджер по персоналу распложенной в г. Тихвине компании "Сведвуд", считает наилучшим выходом из положения предоставление работникам более выгодных условий и переманивание персонала у конкурентов.

Успенский из "Северной верфи" утверждает, что самым эффективным методом подготовки является обучение на производстве.

А в компании "Жиллетт Группа", российском представительстве Gillette, сотрудников отправляют стажироваться на западные заводы компании. За последнее время около 25 человек проходили стажировку в Европе и Азии, говорит генеральный директор "Жиллетт Группы" Салах Атвиа. Стоимость такого обучения колеблется, по его оценке, в районе $5000 - 8000. Центры по обучению рабочего персонала Ford и JTI действуют в Петербурге. По словам менеджера по техническому обучению JTI Ирины Эльстер, центр технического обучения JTI на фабрике "Петро" готовит работников по специальностям оператора линии, механика и электромеханика. За 2003 г. он выпустил 321 человека для завода "Петро" и других предприятий, входящих в JTI. Ford инвестировал в центр, созданный на базе сельскохозяйственного колледжа во Всеволожске, $270 000. По словам пресс-секретаря завода Ford во Всеволожске Екатерины Кулиненко, обучение в колледже прошли все рабочие предприятия.

«Ведомости» от 18.03.2004

 ИЩЕТЕ РАБОТУ?


 ИЩЕТЕ ПЕРСОНАЛ?

Rambler's Top100

Copyright © BusinessWorld Recruitment Agency, 2000-2009.